«Импрессионисты – герои, друзья, коллекции»
Интересные моменты экскурсии
«Популярность импрессионизма в том, что он умеет быть современным» – старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Петухов
«Бульвар Капуцинок в Париже» – новаторство Моне
Клод Моне «Бульвар Капуцинок в Париже», 1873

На картине Париж, бульвар Капуцинок в апреле 1873 года. Клод Моне "кистью" фотографирует улицу, захватывая в кадр рядом стоящих мужчин. Появляется ощущение, что зритель стоит на балконе и смотрит на улицу из окна 3-его этажа ателье Надара. Этот эффект присутствия для общества XIX века был новаторством. Еще одно нововведение импрессионистов – это попытка запечатлеть городскую естественность с помощью игры света и тени. Все привыкли, что у картины есть четкие контуры и точно нарисованные объекты. А у работы Моне лишь одна явная линия – диагональ между светом и тенью в центре картины.

«Бульвар Капуцинок в Париже» купил промышленник, директор Тверской мануфактуры Иван Абрамович Морозов. Почему Морозов приобрел именно эту картину? Лектор Алексей Петухов так отвечает на этот вопрос: «На заднем фоне, в тумане, можно разглядеть здание «Гранд отеля». Когда Морозов приезжал в Париж, он всегда останавливался именно здесь. Поэтому для него эта картина – ностальгия о времени, проведенном во Франции».

Картинные рамы – путь к успеху импрессионизма
Французский коллекционер Поль Дюран Рюэль, портрет кисти Огюста Ренуара
Поль Дюран Рюэль – арт-дилер, без которого не было бы импрессионизма. Именно он первым стал приобретать картины новаторов. Перед ним, как перед арт-дилером, встал ряд вопросов: как сделать так, чтобы импрессионистов ценили как светских персон и как их живописи проложить дорогу в буржуазные дома? Дюран Рюэль придумал –– экспонировать картины в красивых рамах: тяжелых, гипсовых, перегруженных орнаментом! Они сами по себе – уже произведения искусства.

В XIX веке искусство, в том числе и живопись, воспринималось через интерьер. Картина импрессионистов в такой раме становилась неотъемлемой частью добропорядочного интерьера. Можно было любого буржуа убедить в том, что творчество импрессионистов – главное направление современности.

P.S. В ГМИИ им. А.С. Пушкина работы импрессионистов до сих пор висят в подлинных рамах Дюран Рюэля.

Сад Живерни – основной «натурщик» Клода Моне
В конце 19 века Клод Моне покупает сад и делает из него «мастерскую под открытым небом». По собственному плану высаживает аллею из елей и кипарисов, создает пруд, конструирует через него мостики, покупает кувшинки и сажает плакучие ивы. До сих пор сохранились пачки квитанций, которые доказывают как кропотливо художник создавал свой сад. Поэтому Клода Моне считают не только прекрасным художником, но и талантливым ландшафтным дизайнером.

Клод Моне "Белые Кувшинки", 1899
«Обнаженная» – вызов обществу XIX века
Пьер Огюст Ренуар «Обнажённая», 1876
У самого бережного и мягкого импрессиониста – Огюста Ренуара – эффект света и тени существует в замкнутом пространстве, а точнее – в интерьере. Эта новая импрессионистская техника заставляла тело персонажа говорить, например, дама на картине скорее демонстрирует светскую гримасу, чем кокетничает со зрителем. Секрет картины еще и в том, что лицо и тело воспринимаются по-разному. На лице женщины – макияж, который превращает ее лицо в маску. Если с него смыть белила, то оно будет таким же естественным и настоящим как тело. Любуясь своей моделью, художник предлагает нам подумать – что более правдиво лицо или тело? не носим ли мы гримасу светской условности, накладывая на себя каждый день эту маску?

На картине интерьер того времени – будуар с бархатной мебелью темных тонов. Последние взаимодействуют с телом натурщицы, принимая сине-зеленоватые оттенки. И вся картина становится вызовом. В то время «Обнаженная» бросала обществу еще один вызов. Вторым планом Ренуар нарисовал силуэт женского платья. Все современники художника узнавали в этом схематичном наброске – уличный наряд, украшенный лентами. Такие платья были в моде в 1870-х годах. Зная все эти детали, отгадать сюжет работы становится намного проще: на картине дама, которая пришла с прогулки, сбросила с себя платье, и присела полюбоваться собой в будуаре. Современникам подобный интимный сюжет работы казался очень неприличным. А вместе с названием работы – вообще дерзким. Если бы Огюст Ренуар дал ей название –– «Нимфа», «Аллегория справедливости» и т.д, то для XIX века это было бы «привычнее»
Экскурсия «Импрессионисты – герои, друзья, коллекции»
Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков
Дата проведения: 16 февраля
Лектор: старший научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Алексей Петухов
Волхонка, д. 5/6, стр. 4
E-mail: office@alfavitmedia.com
+7 (495) 481-34-57

2017, Alfavit Media
ООО «АЛФАВИТ МЕДИА»
Новости Alfavit Club
Подпишитесь на рассылку Alfavit Club, чтобы не пропустить новые мероприятия и выгодные билеты для постоянных гостей
Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных.
Made on
Tilda