21 мая
Лекция
Малевич VS Дюшан: рассказ о значении манифеста и провокации в модернизме и авангардном искусстве
Лектор – куратор, культуролог Алексей Масляев
Тезисно темы лекции:

– Как важно быть рассерженным или рассказ о значении манифеста и провокации в модернизме и авангардном искусстве.

– Малевич VS Дюшан: спор о том, кто самый главный художник XX века.

Вопреки господствующему представлению, «Фонтан»-писсуар Дюшана не является «произведением искусства» в общепринятом смысле этого слова. Дюшан и сам совершенно недвусмысленно подтвердил это в письме к Гансу Рихтеру: «Когда я открыл для себя принцип реди-мейдов, я надеялся положить конец всему этому карнавалу эстетизма. Но неодадаисты используют реди-мейды, пытаясь отыскать в них эстетическую ценность. Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар — как провокацию, — а они восторгаются их эстетической красотой».

Марсель Дюшан не позиционировал писсуар и сушилку для бутылок как произведение искусства в том смысле, который мы обыкновенно ему придаем. Своей демонстрацией он раскрыл тот мираж, который скрывает под собой эстетика восприятия: если доверить суждение посетителям музеев и художественных салонов, произведение искусства будет утверждаться безликим институционным полем.
Марсель Дюшан, "Фонтан"
Казимир Малевич, "Черный квадрат"
5 цитат Казимира Малевича, которые повлияли на развитие современного искусства

Казимир Малевич был не только художником, но еще и философом, теоретиком, одним из первых концептуалистов. Квадраты, круги и кресты писали и до Малевича, но только Казимир Северинович объяснил человечеству, что же это такое. Представляем 5 цитат основоположника супрематизма, которые повлияли на его учеников и на развитие современного искусства.

«От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». 1915

«Кубофутуристы собрали все вещи на площадь, разбили их, но не сожгли. Очень жаль! Я перехожу к супрематизму, к новому живописному реализму, беспредметному творчеству». Манифест «От кубизма к супрематизму» продавался на «Последней футуристической» и первой супрематической выставке «0,10». Казимир Малевич считал, что кубисты уже выплыли из «омута дряни Академического искусства», но нужно идти к «нулю форм» и дальше – выходу в новое измерение.

Письмо Михаилу Гершензону. 1920

«Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства», – писал Малевич о главной своей работе, «нуле форм», базовой «супрематической «клетке». Современные исследователи полагают, что «Черный квадрат» - не о боге, а о человеке. Квадрат, в отличие от круга или креста, в природе не встречается. Эту форму создал Homo sapiens.

Вступление к альбому «Супрематизм». 1920

«О живописи в супрематизме не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого», – так говорил Казимир Малевич «Утвердителям нового искусства» в Витебске, куда приехал в 1919 году из голодной Москвы. Дальнейший путь развития искусства лежит в сфере чистого мыслительного акта! Малевич в Витебске почти не писал картин, зато супрематические тексты выходили один за другим. «Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, - бросаем вам дорогу».

«Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой». 1922

«Вся предметность – это только извращение действительного, то есть беспредметного. Через предметную систему хотят достигнуть чего? Совершенства, то есть того, в чем навсегда прекратится всякая практичность, смысл и цель. Наступает беспредметность. Совершенство как бог – будет беспредметным». Малевич верил, что с помощью супрематических конструкций можно переделать мир. Но, к счастью, переделал только искусство.

«Супрематическое зеркало». 1923

«Науке, искусству нет границ, потому что то, что познается, безгранично, бесчисленно, а бесчисленность и безграничность равны нулю». В своем последнем «заумном» манифесте «Супрематическое зеркало» Малевич развивал понятие «нуля». Оно простиралось от «ничего» до «всего». Это и абсолют, и знак отрицания, как «Черный квадрат». Манифест был написан к выставке «Картин петроградских художников всех направлений». Экспозиция заканчивалась пустыми холстами. Тоже своего рода нуль.

Программа
Лекция пройдет 21 мая
Начало в 19:00
Адрес: музей современного искусства "ART4" (Хлыновский туп., 4)
Стоимость лекции
1 билет – 1000 руб.
2 билета – 2000 руб.
Алексей Масляев – преподаватель, куратор, культуролог. Заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА).

Куратор выставок «junk» (ММОМА, Москва, 2010), «Поддерживающие действия» (Artplay, Москва, 2010), «Я всегда знал, что мы встретимся» (Arthouse Squat Forum, Москва, 2011), «Позволь мне быть частью нарратива» (галерея «Paperworks», Москва, 2012), «Завтра воды не будет» (ММОМА, Москва, 2013; УФ ГЦСИ, Екатеринбург, 2014), «История требует продолжения» (выставочный зал Союза художников Республики Дагестан, Махачкала, 2013), «Образы музея» (MMOMA, Москва, 2014-15).

Волхонка, д. 5/6, стр. 4
E-mail: bazoyan@alfavitmedia.com
+7 (495) 481-34-57
Мы на связи с 10:00 до 20:00
Новости Alfavit Club
Будьте в курсе главных событий Клуба
Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете согласие на обработку ваших персональных данных
Made on
Tilda